6.10.2017

История инженерных изысканий от первого лица. Игорь Архангельский. Часть I

Редакция журнала «ГеоИнфо» начинает серию публикаций под общим названием «История инженерных изысканий от первого лица». Нам кажется очень важным и интересным показать специалистам, работающим в XXI веке, как рождались те теории, которые сегодня стали такими привычными, как разрабатывалось оборудование, на котором и сегодня многие работают, как профессионалы середины прошлого века в спорах и дискуссиях создавали сегодняшнюю реальность инженерных изысканий.

Открывает серию цикл из трех статей, подготовленных Игорем Всеволодовичем Архангельским.

 

Игорь Архангельский

Генеральный директор ООО «НПФ Недра»

ivanedra@bk.ru

Работа в 23 ГМПИ Министерства обороны СССР. 1961-1973 гг.

Инженерными изысканиями я начал заниматься в апреле 1961 года в проектно-изыскательском институте военно-морского флота 23 ГМПИ. Первый объект был расположен в губе Пала Мурманского побережья Баренцева моря вблизи г.Полярный.

Здесь наша партия выполняла топографические работы и бурила скважины с бурового понтона. На понтоне был установлен буровой станок ЗИВ-150 с рычажной подачей. Бурение велось в условиях приливов и отливов. В Ленинградском горном институте, в котором я учился на профильной кафедре, о таком бурении нам ничего не рассказывали. Я спросил у технорука экспедиции А.Н.Тимофеева, в какой книге можно прочитать о бурении с воды. Он ответил, что таких книг не существует. И, шутя, посоветовал мне самому набраться опыта и написать книгу. Прошло относительно немного времени, и в издательстве «Недра» вышли три мои книги по морскому бурению инженерно-геологических скважин. Первая книга – в соавторстве с техноруком А.Н.Тимофеевым.

Максимальная величина колебания уровня воды на Мурманском побережье составляла 4 м. Бывали случаи, когдапри максимальных приливах и отливах (в сизигию) буровой понтон опускался на морское дно. Если дно имело крутое падение, понтон опрокидывался. Чтобы этого не происходило, в отделе гидротехники 23 ГМПИ была разработана конструкция буровой установки с выдвижными опорами ПБУ-63 (рис. 1, 2). Было изготовлено две установки – одна на Морском заводе в Кронштадте, другая – на судоремонтном заводе в Магадане. В дальнейшем эти установки применялись на объектах, где прежде бурение было невозможно.

Бурение во время прилива.

Рис. 1. Бурение во время прилива

 

В то время в стране началось внедрение в практику инженерных изысканий полевых опытных работ. Мы не остались в стороне, применяя на суше установку динамического зондирования конструкции Гидропроекта. Для работы в акваториях на военных предприятиях были изготовлены приставки к буровым станкам для производства динамического зондирования. Мы разработали технологию производства динамического зондирования в условиях приливов и отливов. Успешно освоили установку вращательного среза. Ее мы применяли при изучении оползневых участков.

Бурение при отливе.

Рис. 2. Бурение при отливе

 

Была организована группа, которая занималась испытаниями строительных свай статической нагрузкой на суше и в акватории в условиях приливов и отливов.

Буровые станки ЗИВ-150 вскоре были заменены станками ЗИФ-300 с гидравлической подачей. На суше механическое бурение самоходной буровой установкой УГБ-50М вытеснило ручное бурение.

В те годы много хлопот доставляла упаковка монолитов и образцов нарушенного сложения глинистых грунтов. Для упаковки применялась смесь гудрона и парафина. Обычно на суше разжигали костер, расплавляли гудрон и парафин и этой смесью покрывали образец. На плавучей буровой установке гудрон и парафин плавили на печке. Все это было очень неудобно. Постепенно мы перешли на упаковку грунта в пластмассовые вкладыши, вставляемые в грунтоносы. После извлечения монолита в пластмассовых вкладышах из грунтоноса, обматывали вкладыши с грунтом липкой лентой и укладывали в полиэтиленовый мешок. Грунт нарушенного сложения укладывали в алюминиевую банку и также обматывали липкой лентой. Таким образом, мы стали обходиться без парафина и гудрона, и, соответственно, без открытого огня.

Изучение песчаных грунтов велось с помощью динамического зондирования, а также отбором образцов ненарушенного сложения из стенок шурфов (колец).

Помимо бурения на акваториях наша экспедиция, база которой была расположена в г.Североморск, занималась изысканиями для подземного строительства в скальных массивах. Скальные массивы возвышались над окружающей местностью на высоту до 100 м и более, имели один обрывистый склон, другие относительно пологие, но для транспорта недоступные. Чтобы поднять оборудование наверх, мы строили канатную дорогу и с ее помощью поднимали трубы и другой инструмент. Буровые станки ЗИВ-150 забрасывали небольшим вертолетом. В дальнейшем все оборудование и буровые станки доставляли вертолетом МИ-7. Иногда вертолетом МИ-7 поднималась установка УГБ-50М. В зимнее время и при отсутствии воды на вершинах скальных массивов бурение велось с продувкой сжатым воздухом.

Для Мурманского побережья характерно широкое распространение слабых глинистых грунтов (илов) в акваториях и на суше. Илы служили причиной многочисленных оползней, сопровождающих гидротехническое строительство, дорожные работы, строительство гражданских зданий и сооружений. Через несколько лет, благодаря отработанной методике полевых инженерно-геологических работ, лабораторным исследованиям и грамотной камеральной обработке результатов, проектировщики получали материалы, позволяющие проектировать сооружения таким образом, что оползни больше не возникали. Большую роль при этом сыграли начальник отдела изысканий, крупный инженер-гидротехник Борис Натанович Гецов и научный консультант отдела изысканий, известный всей стране ученый Николай Николаевич Маслов.

Помимо Баренцева моря наш отдел изысканий проводил работы на Белом море, на Балтике, Охотском море, в Авачинской губе на Камчатке, на Японском море и даже на высокогорном озере Иссык-Куль. В акваториях северных морей мы бурили не только с воды, но и со льда.

Бурение со льда приливных морей имеет свои особенности. Так, помимо перемещения вместе с приливами и отливами, ледяной покров постоянно перемещается в горизонтальной плоскости. Бывали случаи, когда после перерыва в работе бригада приходила на скважину, а скважины не было – ее накрыл лед. В отделе была разработана специальная методика, позволяющая избегать подобных случаев.

Опыт морского бурения инженерно-геологических скважин с воды и со льда изложен в упомянутых выше книгах.

В те годы в Крыму, районе Евпатории, проводились эксперименты по бурению со дна моря с участием аквалангистов. Результаты этих экспериментов были описаны в книге «Ихтиандр» донецкого инженера Юрия Николаевича Киклевича. Книга вышла в издательстве «Гидрометеоиздат» в 1971 году. По моей просьбе Ю.Н.Киклевич прислал фотографии подводных бурильщиков и оборудования, которые я поместил вместе с описанием технологии подводного бурения в своей книге «Бурение скважин в прибрежной зоне морей», Ленинградское отделение издательства «НЕДРА», 1975 год. Многие читатели книги заинтересовались подводным бурением и обращались ко мне за информацией.

Сообщение ТАСС о подводных работах клуба «Ихтиандр» сделали его широко известным. Энтузиазм водолазов-любителей дал толчок в изучении и освоении подводного мира. В газетах и журналах было опубликовано немало восторженных откликов о любителях из Донецка. В одной из статей, посвященных донецким энтузиастам, было сказано: «Юрий Киклевич – один из советских пассионариев, которые определяют лицо страны».

Сегодня весь отважный Донбасс состоит из пассионариев…

 

Уважаемые читатели! Если у Вас после прочтения какой-либо статьи появилось желание высказаться по затронутой проблеме, Вы можете подготовить свою статью или развернутый комментарий и выслать его на электронный адрес info@geoinfo.ru. Наиболее интересные комментарии будут отбираться редакцией и публиковаться под указанной Вами в письме статьей. Если же Ваш материал превысит по объему 3-4 страницы, то мы с удовольствием опубликуем его как отдельную статью. Обращаем Ваше внимание, что все комментарии и статьи должны сопровождаться данными автора: имя и фамилия, должность и место работы, контактный e-mail.

© ООО «ГеоИнфо» 2016

Яндекс.Метрика

Пользовательское соглашение - оферта