27.11.2017

Барьеры для защиты от снежных лавин: «танец на граблях» продолжается

Скоро начинается горнолыжный сезон, а это значит, что опасность столкнуться с лавиной на одном из популярных курортов снова актуальна. В преддверии зимних отпусков редакция журнала «ГеоИнфо» решила разобраться, насколько эффективны установленные на склонах снегоудерживающие барьеры, и обеспечена ли безопасность отдыхающих. К сожалению, результаты не очень обнадеживают. 

Как нам рассказал эксперт редакции, генеральный директор ООО «ГЕОБРУГГ» Александр Баринов, многие заказчики присылают ему на экспертизу так называемые «творческие решения» нанятых проектировщиков, которые иногда даже отдаленно не представляют, как проектировать снегоудерживающие барьеры. В чертежах все очень красиво и подробно расписано. Есть только одна проблема такая конструкция не будет работать и может развалиться в первую же зиму, поскольку ее разработчики просто не понимали, как на самом деле устроена система, и как она должна работать.

 

Аналитическая служба

 

Приближается зима – сезон отпусков на горнолыжных курортах. Сотни тысяч людей поедут покорять российские горные трассы, количество и километраж которых растут ударными темпами. Но будут ли отдыхающие в безопасности, рассекая по склонам отечественных горнолыжных курортов? Эффективны ли установленные там снегоудерживающие барьеры, призванные защитить людей и сооружения от лавин?

К сожалению, в области защиты от лавин при помощи установки снегоудерживающих барьеров дела в нашей стране обстоят не лучшим образом. По мнению эксперта редакции, генерального директора ООО «ГЕОБРУГГ» Александра Баринова, «большинство реализованных и разрабатываемых проектов по защите от лавин посредством снегоудерживающих барьеров – это профанация в высшей степени. У нас в стране единицы специалистов по лавинам. Даже с учетом тех, кто считается специалистом, но таковым не является, наберется не более 50 человек. Из них специалистов именно по инженерной защите в части конструкций – с десяток человек, из них желающих доказывать заказчику/начальнику свою правоту – единицы». Отсюда все те проблемы, с которыми регулярно приходится сталкиваться конечным заказчикам (и, особенно, службам эксплуатации) снегоудерживающих сооружений.

Рис.1. Эти барьеры «гаражной сборки» простояли около 5 лет. Каждое лето их, по сути, отстраивали заново. В 2017 году по границе барьеров сформировалась лавина, завершившая их мучения

 

В качестве примера можно привести ситуацию, которая складывается в настоящее время на известнейшем российском горнолыжном курорте. Многочисленные фотографии развалившихся снегоудерживающих барьеров характеризуют масштаб проблемы. Практически все конструкции за несколько сезонов оказались просто уничтожены: опоры лежат, анкеры фундаментов погнуты, сетка порвана. На эти сооружения (с учетом монтажа) были потрачены десятки миллионов рублей. Более того, подобные сооружения просто не обеспечивают защиту людей, находящихся на склонах, создавая у посетителей, владельцев и менеджеров курорта крайне опасное ложное чувство безопасности.

Как рассказал редакции А.Баринов, руководители многих горнолыжных комплексов, пройдя через годы тщетных попыток заставить, по сути, обычные заборы работать как снегоудерживающие барьеры, один за другим решаются на их замену на «настоящие» снегоудерживающие конструкции, в частности, разработанные швейцарскими инженерами.

Рис. 2. В этих барьерах уважаемой австрийской компании применяется сеть омегаобразного плетения, имеющая очень ограниченную устойчивость к статическим нагрузкам, что и было доказано

 

Впрочем, и тут есть нюансы, связанные с продолжающимися попытками экономить. К примеру, одна из проектных организаций направила на согласование в ГЕОБРУГГ проект конструкции собственной разработки, но с использованием высокопрочной сетки SPIDER, используемой в швейцарских снегоудерживающих барьерах Geobrugg SPIDER Avalanche. «У большинства проектировщиков нет понимания, что работает не только сетка, а все элементы сообща, и нельзя просто нарисовать похожую на Geobrugg SPIDER Avalanche конструкцию и добавить в неё отдельные, пусть и весьма прочные, элементы, которые не будут работать как целостная система. Гибкие снегоудерживающие барьеры изобретены компанией Geobrugg и годами модернизировались на основании практического опыта применения: проводились научные исследования, многочисленные практические испытания, учитывались поломки и т.д. Невозможно за несколько дней или даже месяцев спроектировать «аналог», не понимая сути работы системы. Можно только за ночь нарисовать визуальную копию, не более того», – отметил наш собеседник.

Рис.3. Эти «копии» с барьеров известного японского производителя канатов очень сложно монтировать (как, впрочем, и оригинал), особенно на неровной поверхности горных склонов. Всё ещё в эксплуатации

 

Не считая требований к качеству собственно конструкции, важно и то, как барьеры расставляются на склоне, какие между ними расстояния, их высота, тип анкеров и фундаментов, срок эксплуатации, необходимость в обслуживании и многое другое.

 

Два простых правила

Всего, по сути, есть два важных момента, которые влияют на надежность снегоудерживающих барьеров:

конструкция должна быть безупречна сама по себе. Спроектировать такую на скорую руку невозможно, даже если пытаться копировать чей-то успешный опыт;

необходим специалист, чтобы расположить барьеры на склоне, разметить точки установки анкеров и выполнить шеф-монтаж. В противном случае весьма вероятен риск ошибок при планировании мероприятий и монтаже.

К сожалению, именно эти два момента чаще всего не принимают во внимание при работе над проектами с применением снегоудерживающих барьеров. Для нежелающих углубляться в тематику, снегоудерживающий барьр – это просто забор: опоры, оттяжки, сетка и набор метизов. Но такой подход равносилен созданию формы без понимания сути – например, печати на 3D принтере автомобиля, без понимания того, что под капотом у него должен быть двигатель.

Рис.4. «Складывающиеся» барьеры после монтажа в 2017 году. Подрядчик (он же разработчик этой копии с копии японской системы) дал гарантию 3 года. Ждем результатов

 

Как рассказал нам А.Баринов, многие заказчики присылают ему на экспертизу так называемые «творческие решения» нанятых проектировщиков, которые иногда даже отдаленно не представляют, как проектировать снегоудерживающие барьеры. В чертежах все очень красиво и подробно расписано: гайка по ГОСТ, из такой-то стали, такого-то размера, веса и цвета и т.д. и т.п. Детализация даже лучше, чем у Geobrugg! И что самое главное (для подрядчика и отдела закупок), все это можно купить на ближайшем строительном рынке. Иными словами, комар носу не подточит. Отдел закупок доволен, подрядчик доволен, заказчик тоже доволен – всё и просто, и понятно, и дешево. Бюджеты освоены, экономия показана. Есть только одна (скрытая от перечисленных выше) проблема – такая конструкция не будет работать и может развалиться в первую (вторую и, крайний срок, третью) зиму только потому, что те, кто работал над чертежами, просто не понимали, как на самом деле устроена система, и как она должна работать. В итоге заказчик получает металлолом по завышенной стоимости, служба эксплуатации – ненужную головную боль, а посетители курорта – риски для жизней не покидая трассы. И да, такие случаи достоверно были. Но это – большой секрет!

Рис.5. Снегоудерживающий барьер Geobrugg SPIDER Avalanche для защиты верхней станции канатной дороги в излюбленном россиянами австрийском Зёльдене

 

Среди проектов по защите от лавин посредством снегоудерживающих барьеров можно столкнуться и с другими, выглядящими откровенно курьезно, случаями. «Одна организация придумала снегоудерживающие барьеры, преимуществом которых является то, что они складываются под снеговой нагрузкой и таким образом не повреждаются. Кажется, у всех здравомыслящих людей возникает вопрос – а в чем снегоудерживающий эффект таких конструкций? Нужен ли заказчику барьер, с которым ничего не случится, если он не выполняет свою главную функцию, то есть не удерживает снег?», – задается вопросом Александр Баринов (но не менеджер проекта со стороны заказчика).

Рис. 6. Больше всего на защите от лавин экономят на железных дорогах

 

В ООО «ГЕОБРУГГ» часто присылают фотографии с разрушенными снегоудерживающими барьерами и вопросом, не их ли это конструкции. Александр Баринов уверил нас, что конструкции их производства не приходят в негодность ни за один, ни за два сезона, а исправно служат весь свой расчетный срок эксплуатации, то есть несколько десятков лет. Более того, в отличие от всех остальных производителей таких конструкций, ООО ГЕОБРУГГ готово предоставлять заказчикам гарантию 5 лет, и это будет гарантия не подрядчика-однодневки, а компании, существующей более 60 лет! Александр уверен, что уже за 3 года любая непроверенная (уникальная, ранее нигде не применявшаяся, не имеющая за плечами хотя бы 5 лет успешной эксплуатации) конструкция, называемая иногда «аналог», либо просто развалится, либо будет требовать постоянного ремонта, так что вряд ли другие организации, предлагающие снегоудерживающие барьеры, пойдут на такой срок гарантии – ведь часто они и сами не верят в свои конструкции.

 

И репутация

Завершая этот материал, хочется еще раз вернуться к одной из главных его мыслей. Собственник горнолыжного комплекса должен четко понимать, что от того, насколько эффективно и долго будут работать установленные на его склонах снегоудерживающие барьеры, зависит не только стоимость проекта по их установке и последующая эксплуатация, но и безопасность инфраструктуры и, в конечном итоге, посетителей комплекса. А от этого напрямую зависит репутация курорта. Большинство людей все же предпочитает отдыхать там, где безопасно.

 

Уважаемые читатели! Если у Вас после прочтения какой-либо статьи появилось желание высказаться по затронутой проблеме, Вы можете подготовить свою статью или развернутый комментарий и выслать его на электронный адрес info@geoinfo.ru. Наиболее интересные комментарии будут отбираться редакцией и публиковаться под указанной Вами в письме статьей. Если же Ваш материал превысит по объему 3-4 страницы, то мы с удовольствием опубликуем его как отдельную статью. Обращаем Ваше внимание, что все комментарии и статьи должны сопровождаться данными автора: имя и фамилия, должность и место работы, контактный e-mail.

© ООО «ГеоИнфо» 2016

Яндекс.Метрика

Пользовательское соглашение - оферта